1 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка………………………………………………………………3 2. Цели программы……………………………………………………………………...5 3. Задачи программы……………………………………………………………………6 4. Законодательно-нормативное обеспечение программы…………………………...6 5. Объекты программы…………………………………………………………………6 6. Основные принципы программы……………………………………………………6 7. Основные направления программы…………………………………………………7 8. Временные рамки и основные этапы реализации программы……………………7 9. Разделы программы………………………………………………………………….8 9.1. Укрепление материально-технической базы……………………………………….8 9.2. Работа с детьми…………………………………………………………………........9 9.2.1. Полноценное питание………………………………………………………..10 9.2.2. Система эффективного закаливания………………………………………..10 9.2.3. Организация рациональной двигательной активности………………........11 9.2.4. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей…..12 9.2.5. Создание представлений о здоровом образе жизни……………………….13 9.2.6. Лечебно-профилактическая работа……….………………………………...14 9.2.7. Летняя оздоровительная работа…………………………………………….14 9.3. Работа с педагогами………………………………………………………………...15 9.4. Работа с родителями………………………………………………………………..16 10. Ожидаемые результаты реализации программы…………………………………17 11. Кадровое обеспечение программы………………………………………………...19 12. Социальный эффект от реализации программы…………………………………..20 13. Приложения……………………………………………………………………........22 “Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд 2 воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”. В.А.Сухомлинский Программа "Здоровый малыш" разработана коллективом МБДОУ №33 «Светлячок» в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы в течение трех лет. 1.Пояснительная записка В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15-20%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д. Маханевой, В.Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ 3 прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Программа «Здоровый малыш» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ: анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала); научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ); материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование); финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы); комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка); анализ результатов физической подготовленности детей; характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий). Разрабатывая программу «Здоровый малыш», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий. Программа «Здоровый малыш», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей. Наша программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа «Здоровый малыш» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей. 4 2.Цели программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса. Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья; Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Реализация программы предусматривает решение следующих задач: Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материальнотехнические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в инновационном здоровьесберегающем пространстве ДОУ. Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи и ДОУ на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей. Сохранять и укреплять здоровье детей Формировать привычку к здоровому образу жизни создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности прививать культурно-гигиенические навыки развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами оказывать помощь семье в воспитании детей, адаптации к жизни в социум Законодательно – нормативное обеспечение программы: Закон «Об Образовании в Российской Федерации». Конвенция ООН «О правах ребёнка». «Семейный кодекс РФ». Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания ». Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в 5 деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г. Устав ДОУ. Объекты программы: Дети ДОУ; Педагогический коллектив; Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ. Основные принципы программы: научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками) доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей); активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников); сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью); систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю); целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели); оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки); Основные направления программы: Профилактическое: обеспечение благоприятного течения адаптации; выполнение санитарно-гигиенического режима; Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры; проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний. Организационное: организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; определение показателей физического развития, двигательной подготовленности; изучение передового педагогического, медицинского и социального 6 опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик; систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров: пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей. 8. Временные рамки и основные этапы реализации программы. I этап. 2016-2017гг. – организационно-мотивационный. Координация деятельности педагогов и родителей ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. II этап. 2017-2018 гг. – основной. Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению. III этап. 2018-2019 гг. – итогово-аналитический. Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив. Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями. Диагностические данные будут оформляться в «Паспорта здоровья групп». 9. Разделы программы. Программа реализуется через следующие разделы: 1. Укрепление материально – технической базы ДОУ. 2. Работа с детьми. 3. Работа с педагогами. 4. Работа с родителями. 9.1. Укрепление материально – технической базы. 1. Приобретение необходимого оборудования: медицинского (шкаф медицинский, кушетка медицинская, весы напольные, столики медицинские); технологического (овощерезка, пароконвектомат); спортивного (мячи, спортивные маты, наклонные доски, ребристые доски, сухой 7 Заведующая ДОУ Зам.поАХЧ 2. 3. 4. 5. бассейн, массажные коврики и дорожки, лесенки, гимнастические скамейки, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, обручи, мешочки с песком, покрытие для футбольного поля, лыжи); музыкальный зал (детские музыкальные инструменты, пианино); детская площадка (гимнастическая стенка с турниками и бумами, игровое оборудование: горки, домики, лесенки); мебель (регулируемые стулья, столы, стенки – трансформеры для игрушек) Осуществление ремонта: косметический ремонт; ремонт кровли. Оборудование помещений: мини-музея; уголка ОБЖ. Открытие клуба здоровья для педагогов Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ. Заведующая ДОУ Зам.по АХЧ Старший воспитатель Инструктор по ф/к Зам.по АХЧ, Старший воспитатель 9.2. Работа с детьми. № 1. Формы и методы Обеспечение здорового ритма жизни 2. Физические упражнения 3. Гигиенические и водные процедуры 4. Свето-воздушные ванны Содержание щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим. утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительные занятия; подвижные и динамические игры; спортивные игры; пешие прогулки (походы, экскурсии). умывание; мытье рук; обеспечение чистоты среды; занятия с водой (центр вода и песок); проветривание помещений; сон при открытых фрамугах; 8 5. Активный отдых 6. Арома- и фитотерапия 7. 8. 9. Диетотерапия Светотерапия Музтерапия 10. Спецзакаливание 11. Пропаганда здорового образа жизни прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. развлечения, праздники; игры-забавы; дни здоровья. ароматизация помещений; витаминизация напитков. рациональное питание. обеспечение светового режима. музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление фона занятий; музыкально-театральная деятельность. дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; стопотерапия; игровой массаж. экологичекое воспитание; периодическая печать; курс бесед; специальные занятия. 9.2.1. Полноценное питание. 1. Принципы организации питания: выполнение режима питания; гигиена приёма пищи; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; эстетика организации питания (сервировка); индивидуальный подход к детям во время питания; правильность расстановки мебели. 9.2.2. Система эффективного закаливания. 1. Основные факторы закаливания закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня; закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности; закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах; закаливание проводится на положительном 9 эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей; 2. Комплекс закаливающих мероприятий 3. Методы оздоровления: соблюдение температурного режима в течение дня; правильная организация прогулки и её длительности; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей; облегченная одежда для детей в детском саду; дыхательная гимнастика после сна; ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье); дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года); хождение босиком по спортивной площадке (летом); релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия). гимнастика пробуждения после сна с элементами закаливания. 9.2.3. Организация рациональной двигательной активности. Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. 1. Основные принципы организации физического воспитания в детском саду 2. Формы организации физического физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья; сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами; медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья; физические занятия в зале и на спортивной площадке; 10 воспитания 3. Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач туризм (прогулки – походы в близлежащие скверы); дозированная ходьба; оздоровительный бег; физкультминутки; физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»; утренняя гимнастика; индивидуальная работа с детьми. традиционные; игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности. сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.; Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч); занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр; занятия – походы; занятия в форме оздоровительного бега; музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам; Занятия на «экологической тропе»; 9.2.4. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (четырехразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений. Достаточный по продолжительности дневной сон детей. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. 11 Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями. 9.2.5. Создание представлений о здоровом образе жизни. Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям: привитие стойких культурно – гигиенических навыков; обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; формирование элементарных представлений об окружающей среде; формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений; развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма; выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения; обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах; вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях. Для осуществления вышеназванных принципов необходимые условия: в детском саду созданы сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку; отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе; развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке; в группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике; эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Масленица», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Летние олимпийские игры», «Зимние олимпийские игры» и др.; снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка; появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – 12 драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр; большая роль в псикоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает). 9.2.6. Лечебно-профилактическая работа. Осуществляют медицинская сестра детского сада, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели. Она включает в себя: физкультурные занятия босиком; подвижные игры и физические упражнения на улице; хождение на лыжах; дыхательная гимнастика после сна; спортивные игры и соревнования; элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья. 9.2.7. Летняя оздоровительная работа. Формы организации оздоровительной работы: закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком; физкультурные занятия в природных условиях (на поле, спортивной площадке); туризм (походы, экскурсии); физкультурные досуги и развлечения; утренняя гимнастика на воздухе; витаминизация: соки, фрукты, ягоды. 9.3. Работа с педагогами. Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах: актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль; просветительная работа по направлениям программы «Здоровый малыш» и т.д.; консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник; обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в 13 физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики. Организационно- методические мероприятия: 1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе. 3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья. 4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп. 5. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания. 6. Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей. 7. Разработка и внедрение педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции. 8. Внедрение сбалансированного разнообразного питания, согласно нормам и требованиям СанПина. 9. Пропаганда здорового образа жизни. 10. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье. Методические рекомендации по оздоровлению: 1. Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. 2. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях. 3. Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию. 4. Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье. 5. Обучение дошкольников здоровому образу жизни. 6. Беседы, валеологические занятия. 9.4. Работа с родителями. Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить 14 нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями: 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания. 3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. 4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка. 5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары. 6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье. 7. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Формы работы с родителями: Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. Дни открытых дверей. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших). Совместные занятия для детей и родителей. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (инструктора по физической культуре, медицинской сестры, логопеда). Организация совместных дел. Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи: структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения); основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.); стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов; социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка; воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения. 15 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Методы, используемые педагогами в работе: Анкета для родителей. Беседы с родителями. Беседы с ребёнком. Наблюдение за ребёнком. Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми. С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе: 1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний. 2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях. 3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей. 4. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении. 5. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка. 6. О питании дошкольников. 7. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей. 8. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. 9. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей. 10. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников. 11. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей. 12. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка. План работы с родителями на ближайшие 3 года. Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей». Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях. Ожидаемые результаты реализации программы. Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения: улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей; успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%; рост компетентности педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%; 16 активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье - не менее 93%. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний. Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников. Повышение квалификации работников дошкольных учреждений. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности. 11.Кадровое обеспечение программы «Здоровый малыш». Заведующий ДОУ: общее руководство по внедрению программы «Здоровый малыш»; ежемесячный анализ реализации программы; контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей. Старший воспитатель: нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Здоровый малыш»; проведение мониторинга (совместно с пед.персоналом); контроль за реализацией программы «Здоровый малыш». Медицинская сестра: утверждение списков часто и длительно болеющих детей; определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья; составление индивидуального плана реабилитации вновь прибывших детей и детей переболевших; гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей; дыхательная гимнастика. Инструктор по физкультуре: определение показателей двигательной подготовленности детей; физкультурные занятия; 17 закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами). Воспитатели: внедрение здоровьесберегающих технологий; пропаганда здорового образа жизни; пропаганда методов оздоровления в коллективе детей; дыхательная гимнастика; Зам.по АХЧ: обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ; создание материально – технических условий; контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы «Здоровый малыш». Повар: контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания; Младший воспитатель: соблюдение санитарно – охранительного режима; помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий. 12. Социальный эффект от реализации программы Подготовка определённого спектра авторских программ и инструктивнометодических материалов по организации инновационной здоровьесберегающей деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать ДОУ как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы на внутренние и внешние целевые аудитории. 18 Приложение №1. Основные направления программы по здоровьесбережению. Направления программы 1. Организационное 2. Просветительское (образовательное) 3. Правовое Содержание деятельности Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор эффективных методик и технологий. Разработка и внедрение Программы здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс. Создание в ДОУ организационно-педагогических и медико-социальных условий по внедрению Программы по здоровьесбережению. Разработка системы и тактики по укреплению психофизического здоровья дошкольников. Обеспечение комплексного подхода в реализации Программы по здоровьесбережению. Разработка критериев оценки эффективности по реализации Программы по здоровьесбережению. Наращивание материально-технической базы ДОУ для внедрения и реализации Программы по здоровьесбережению. Корректировка Программы по здоровьесбережению на всех этапах реализации. Создание мотивации в ДОУ на выбор здоровых альтернатив жизни. Организация пропаганды здорового образа жизни в ДОУ. Составление плана мероприятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни. Создание средств визуальной информации по вопросам формирования здорового образа жизни. Включение родителей в деятельность ДОУ как значимых участников оздоровительного процесса. Разработка и реализация адресных профилактических и просветительских рекомендаций. Нормативно-правовое обеспечение разработки Программы по здоровьесбережению: 19 4. Аналитикоэкспертное 6. Информационнометодическое 6. Диагностическое 7. Социальнопедагогической адаптации - ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность образовательных учреждений по защите здоровья. Проведение мониторинга по состоянию всех аспектов здоровья детей, получение оперативной информации. Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья детей. Анализ-экспертиза результатов реализации Программы здоровьесбережения в динамике. Своевременное выявление изменений, происходящих в коррекционно-оздоровительном процессе и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций. Осуществление краткосрочного прогнозирования здоровьесберегающего процесса. Изменение индивидуального образовательного маршрута ребёнка в случаях возникновения проблем в состоянии психофизического здоровья. Научно-методическое обеспечение разработки и реализации Программы по здоровьесбережению. Повышение информационной культуры педагогических и медицинских работников, обусловленной общими задачами Программы по здоровьесбережению. Мониторинг результативности оздоровительной деятельности ДОУ. Информационное обеспечение родителей по различным аспектам формирования здорового образа жизни. Информирование родителей о результатах проделанной работы; обмен мнениями об эффективности Программы по здоровьесбережению. Распространение опыта оздоровительной работы. Измерение промежуточных результатов реализации Программы по здоровьесбережению. Диагностическое обследование и анализ исходного состояния психофизического здоровья детей, их валеологических знаний, умений и навыков. Изучение мотивации детей, педагогов и родителей на формирование здорового образа жизни. Анализ здоровьесберегающей среды в ДОУ. Выявление групп детей, требующих внимания специалистов. Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей. Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям ДОУ. Повышение функциональных возможностей детей, социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья. Повышение уровня социальной защищённости детей и педагогов, нейтрализация негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его 20 8. Координационное развития. Обмен опытом работы между дошкольными образовательными учреждениями МО. Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам укрепления здоровья детей. Использование в оздоровительной работе ДОУ перспективных форм социального партнерства. Приложение №2. Мероприятия по реализации основных направлений в здоровьесберегающей деятельности ДОУ на период 2016-2019 гг. № п/п Мероприятия Срок Ответственный I. Организационное направление Обновление содержания здоровьесберегающего образования и воспитания, организация здоровьесберегающего пространства 1. Разработка целевой программы по Сентябрь 2016 Заведующая ДОУ здоровьесбережению М.В.Червякова 2. Разработка общеобразовательной октябрь 2016 Старший воспитатель программы Г.А.Богачева 3. Организационно-методическая работа по постоянно Старший воспитатель повышению профессионального Г.А. Богачева мастерства педагогов в реализации вопросов здоровьесбережения 4. Создание кадровых, психологопостоянно Заведующая ДОУ педагогических, учебно-материальных, М.В.Червякова учебно-дидактических, учебнометодических предпосылок для осуществления системы работы по здоровьесбережению: определение подходов к содержанию методической работы по вопросам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста; организация повышения квалификации участников здоровьесбережения; организация работы с родителями по наращиванию материальной базы для работы по здоровьесбережению; обеспечение ДОУ медицинскими препаратами, витаминами, аскорбиновой кислотой для витаминизации третьего блюда 5. Осуществление в практике ДОУ системно- 2016-2019г.г. Администрация ДОУ синергетического подхода к управлению 21 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. здоровьесбережением: описание стратегии работы по здоровьесбережению в ДОУ; разработка структуры управления вопросами здоровьесбережения; разработка положения о службе здоровьесбережения ДОУ; организация взаимодействия всех звеньев здоровьесберегающего процесса; отработка системы стимулирования участников процесса здоровьесбережения; контроль системы здоровьесбережения. Проведение здоровьесберегающего компонента через все виды деятельности детей (психологический фон занятий, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия) Разработка здоровьесберегающих требований для организации и проведения детского экспериментирования с детьми Собеседование с педагогами и специалистами об организации охранительного режима в группах Создание информационного банка данных по вопросам укрепления, сохранения здоровья участников образования Организация работы по физической культуре для детей: разработка здоровьесберегающего компонента содержания занятий по физической культуре; ведение кружковой работы (физкультурный кружок «Крепыш») создание видеоряда занятий с показом коррекционной работы с детьми; создание дидактического и методического комплекса для индивидуальной коррекционной работы по физической культуре Разработка целевой комплексной программы повышения квалификации педагогических работников Создание банка данных по инновационным формам организации взаимодействия с родителями Реализация индивидуализированной программы «Приобщение детей к народной культуре средствами музыкального фольклора» 22 в течение периода Старший воспитатель Г.А.Богачева 2016-2017 гг. Старший воспитатель Г.А.Богачева Постоянно Старший воспитатель Г.А.Богачева 2016-2017 гг. Старший воспитатель Г.А.Богачева постоянно Инструктор по физкультуре Белавская Л.В. 2017 г. Заведующая М.В.Червякова 2017 г. Старший воспитатель Г.А.Богачева в течение периода Музыкальный руководитель 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. II. Диагностическое направление Мониторинг состояния всех аспектов в течение Специалисты ДОУ здоровья детей всего периода Изучение мотивации педагогов и Ежегодно Старший воспитатель родителей на формирование здорового Г.А.Богачева образа жизни Выявление детей, требующих внимания В течение Педагоги ДОУ специалистов. Выделение из всего периода потенциальной «группы риска» реальной «проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей. Социальный анализ семей воспитанников 2018 г. Старший воспитатель ДОУ. Оформление социальных паспортов. Г.А.Богачева Мониторинг успеваемости выпускников Ежегодно Старший воспитатель ДОУ на начальном этапе обучения. Г.А.Богачева Организация педагогического Ежегодно Старший воспитатель мониторинга по здоровьесберегающей Г.А.Богачева деятельности: проведение анкетирования педагогов по проблемам в работе; анализ профессионального роста педагогов. III. Информационно-методическое направление Научно-методическое обеспечение процесса здоровьесбережения. Повышение квалификации участников образовательного процесса Организация работы по отбору форм и Старший воспитатель содержания методической работы по Г.А.Богачева освоению педагогами здоровьесберегающих технологий Обеспечение педагогов методической и В течение Старший воспитатель дидактической литературой для всего периода Г.А.Богачева организации здоровьесберегающего образования Апробация критериев оценивания уровня 2016-2019 г.г. Старший воспитатель гигиенической, социальной, Г.А.Богачева здоровьесберегающей грамотности детей дошкольного возраста Семинар «Здоровье детей – наше 2017 г. Старший воспитатель будущее» Г.А.Богачева Медико-педагогическое совещание на 2018 г. Старший воспитатель тему: «Пути оптимизации здоровья Г.А.Богачева дошкольников» Консультация для родителей 2017 г. Музыкальный «Музыкотерапия как способ улучшения руководитель психоэмоционального самочувствия» Консультация «Культурный ребёнок – 2017г. Старший воспитатель здоровый ребёнок» Консультация «Предупреждение 2017 г. Заведующая негативного влияния компьютера на здоровье ребёнка» 23 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Консультация для педагогов 2017 г. Инструктор по «Двигательная деятельность детей на физкультуре прогулке» Консультация «Лечебные подвижные 2018 г. Инструктор по игры» физкультуре Рекомендации «Комплекс мер для снятия 2018 г. Инструктор по статического напряжения во время физкультуре занятий» Памятка «Безопасные для здоровья 2017 г. Старший воспитатель ребёнка условия общения с компьютером» Рекомендации по рациональному питанию 2018 г. Медсестра детей «Разговор о правильном питании» Семинар-практикум «Внедрение методов и 2019 г. Старший воспитатель приёмов здоровьесбережения в учебновоспитательный процесс». Сборник материалов. Пед.совет «Обеспечение восхождения 2017 г. Старший воспитатель дошкольника к культуре здоровья через использование эффективных здоровьесберегающих средств» Пед.совет «Роль взрослых в формировании 2018 г. Старший воспитатель нравственного здоровья дошкольников» Обобщение и распространение опыта 2019 г. Заведующая создания здоровьесберегающей среды в ДОУ – творческий отчёт IV. Просветительское направление Взаимодействие с социумом как участниками процесса здоровьесбережения Публикация материалов по ЗОЖ в Ежегодно Старший воспитатель информационных уголках Консультация «Художественная 2016-2017 гг. Старший воспитатель литература – средство обогащения нравственного здоровья детей» Советы инструктора физкультуры 2017г. Инструктор по «Оздоровительные мероприятия для часто физкультуре болеющих детей» Рекомендации для родителей «Создание 2017-2018гг. Музыкальный здоровой музыкальной среды в домашних руководитель условиях» Информационные плакаты и бюллетени по Ежегодно Медсестра профилактике и лечению детских болезней Конкурс «Лучший уголок здоровья» 2018г. Старший воспитатель Консультация «Средства укрепления 2017г. Медсестра иммунитета» Групповые родительские собрания 2017,2019гг. Воспитатели ДОУ «Здоровье с детства», «Вредные привычки» Практические рекомендации для Постоянно Медсестра родителей ЧБД Общее родительское собрание 2017г. Заведующая «Здоровый ребёнок в здоровой семье» 24 11. 12. 13. 14. (роль семьи в воспитании здорового ребёнка) Фотовыставка «Мы растём здоровыми!» Проведение Дней пропаганды здорового образа жизни Размещение в СМИ печатных материалов по вопросам здоровьесбережения Музыкально-оздоровительное развлечение «В здоровом теле – здоровый дух» 2017-2018гг. Медсестра В течение всего периода В течение всего периода 2017г. Старший воспитатель Педагоги ДОУ Музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре Воспитатель Передникова Ю.Е. Специалист ВДПО Пахомова И.В. Старший воспитатель 15. Тематическое занятие по ПДД 16. Тематическое занятие «Пусть знает 2018гг каждый гражданин пожарный номер – 01!» Выставка детского рисунка «Как я 2017г. занимаюсь спортом». Комплексное игровое занятие «Будь 2017-2018гг. Специалисты ДОУ здоровым с детства!» VI. Координационное направление Управление здоровьесбережением в ДОУ, взаимодействие с социальными институтами детства Разработка локальных актов по вопросам Ежегодно Заведующая здоровьесбережения Контроль процесса здоровьесбережения в Заведующая ДОУ: совещания; 1 раз в квартал собрания трудового коллектива по 1 раз в вопросам снижения детской полугодие заболеваемости; анализ состояния заболеваемости; 3 раза в год проведение рейдов по санитарно1 раз в месяц гигиеническому состоянию помещений ДОУ; организация персонального 2 раза в предупредительного контроля квартал соблюдения здоровьесберегающих требований к занятиям; организация тематического контроля ежегодно состояния здоровьесбережения; анализ тестирования детей по 2 раза в год физическому воспитанию, организация медико-педагогического ежемесячно контроля физкультурных занятий Консультирование педагогического Постоянно Старший воспитатель процесса на принципах здоровьесбережения: составление сетки занятий в соответствии с требованиями САН ПиН; разработка режима работы секций и кружков в соответствии с требованиями 17. 18. 1. 2. 3. 2017г 25 4. 5. 6. 1. 2. здоровьесбережения; экспертиза программ дополнительного образования. Установление взаимосвязи с детской В течение поликлиникой: всего периода выявление детей с патологиями; консультирование родителей детей; ведение листов здоровья; выработка рекомендаций воспитателям по организации двигательного режима Участие в работе городских, районных Согласно конференциях, семинарах плану Разработка мер по уменьшению риска 2017-2018гг. возникновения заболеваний и травм, связанных с социальной жизнью детей: разработка системы по обучению детей противопожарной безопасности; разработка занятий по обучению детей правилам дорожного движения; разработка системы кружковых занятий по основам безопасности жизнедеятельности; создание здоровьесберегающего пространства по всем разделам здоровьесбережения, оформление наглядности для детей и родителей VII. Правовое направление Ознакомление с нормативно- правовой 2017г. базой, регламентирующей деятельность ДОУ по защите здоровья детей Создание локальных актов, 2017г. регламентирующих здоровьесберегающую деятельность ДОУ. 26 Медсестра Заведующая Старший воспитатель Старший воспитатель Заведующая Заведующая Старший воспитатель