12.11.2020
Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение детский сад №33/3 «Светлячок» комбинированного вида г. Улан-Удэ Краткосрочный проект «Зимующие
птицы» в подготовительной и
старших группах детского сада №33/3 Разработала: воспитатель Ахунзянова С.А. г. Улан-Удэ 2020 г. Содержание 1. Краткая
аннотация проекта 2. Вид,
участники проекта 3. Актуальность
проекта 4. Постановка
проблемы 5. Цели
и задачи проекта 6. Ожидаемый
результат 7. Мероприятия
для реализации проекта 8. Вывод 9. Список
используемой литературы 10.
Приложение 1.
Краткая
аннотация проекта В дошкольном
возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и
воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это
создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки
к воспитанию любви к природе. Воспитание любви к
природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на
чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития
личности ребёнка, достигается путём экологического воспитания - формирования
сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в
необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее
богатств, естественных ресурсов. Любое педагогическое воздействие, должно
вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность,
расширять представления об устройстве и явлениях мира. 2. Вид проекта · Познавательный · Творческий · Краткосрочный По
срокам реализации: 1 неделя; Участники
проекта: дети подготовительной группы, дети старших групп, воспитатели, родители
групп; Место
проведения: группа, участок детского сада. 3.
Актуальность проекта В
современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников
приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства
происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической
культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе,
воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Птицы
окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года
доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие
птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями
должны научить воспитанников видеть это, пополняя представление о зимующих
птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром
природы. 4.
Постановка проблемы ·
Недостаточное
представление детей о зимующих птицах; ·
У детей не сформированы
навыки оказания помощи птицам зимой; Отсутствие навыка
наблюдения в природе. 5. Цели и задачи проекта Целью данного проекта является: Сформировать
бережное, заботливое, ответственное отношение к природе и зимующим птицам. Задачи проекта: для детей :
расширить знания детей о зимующих птицах, сформировать бережное, ответственное
отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать
желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в
продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы. для родителей :
сформировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе;
привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на
личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе,
охранять и заботиться о ней. для педагогов :
пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в
образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний
детей о зимующих птицах. 5.Ожидаемый результат ·
У
детей сформированы представления о зимующих птицах (внешний вид, образ жизни,
приспособленность птиц к жизни в зимнее время года); ·
Созданы
необходимые условия по формированию целостного представления о жизни зимующих
птиц; ·
Вызвано
желание детей заботиться о птицах зимой; ·
Родители
приняли активное участие в реализации проекта (беседы с детьми, чтение
литературы, транслирование мультфильмов о зимующих птицах, изготовление
кормушек). ·
Благоприятное
взаимодействие между родителем и педагогом 6. Мероприятия для реализации
проекта 1 этап Подготовительный Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта;
подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала,
художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия
их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в
общеобразовательном учреждении. 2 этап Практический 1. НОД «Зимующие птицы» 2. Образовательная выставка «Синичкин
день» 3. Беседа «Зимующие и перелетные птицы» 4. Беседа «Что нужнее птице, тепло или
пища?» 5. Беседа «Для чего кормушке крыша?» 6. Дидактические игры: «Угадай по
описанию» Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице,
не показывая ее. «Счет птиц»
Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными. «Назови
ласково» Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка,
воробей-воробушек). «Четвертый
лишний» Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде. 1. Утренняя гимнастика; 2. Подвижные игры: «Вороны», «Птички в
гнездышках сидят», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка»,
«Зимующие и перелетные птицы» (с мячом); 3. Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц
к кормушке нашей прилетело», «Прилетайте, птички», «Кормушка», «Сорока»,
«Птички прилетали», «Дятел»; 4. Ритмическое
упражнение: «Снегири». Художественно – эстетическое развитие 1. Рисование - « Снегирь на ветке»; 2. Конструирование из бумаги «Синичка»; 3. Лепка – «Воробей из шишки». Исследовательская деятельность - обследование
и рассматривание перьев; - называть
части тела; - окраску; - чем питаются. ОБЖ 1. Беседа «Чем кормить птиц?» ; 2.
«Как
помочь птицам». Чтение художественной литературы ·
В.
Сухомлинский «Как синичка меня будит»; ·
О.
Григорьева «Синица»; ·
Л.
Воронкова «Птичьи кормушки»; ·
В.
Звягина «Воробей»; ·
Т.
Евдошенко «Берегите птиц»; ·
Ю.
Никонов «Зимние гости»; ·
М.
Горький «Воробьишко». Речевое развитие 1. Рассматривание плаката «Зимующие
птицы»; 2. Рассматривание иллюстраций, фотографий
на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки»; 3. Чтение и обсуждение пословиц и
поговорок о зимующих птицах; 4. Заучивание стихотворение А. Яшина
«Покормите птиц зимой». Деятельность на прогулке 1.
Экскурсия
по площадкам детского сада; 2.
Наблюдения
за птицами; 3.
Труд
- уборка сломанных веток на участке. Совместная работа с родителями 1.
Закреплять
название зимующих птиц; 2.
Нарисовать
плакат птицы зимой; 3.
Посоветовать
сходить на экскурсию в лес, парк. 3 этап Заключительный 1. Оформление выставки на праздник «Синичкин день»; 2. Развешивание кормушек на участке; 3.
Вручение грамот и благодарностей за участие в проекте и организации
выставки. Вывод Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе,
с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением
различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие
образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру. Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно
формирование экологического сознания5. Экологически образованная личность,
зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение
к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. В результате проведенной работы дети узнали: ·
Какие виды птиц
остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; ·
Как различить птиц по
окраске; ·
Какие корма
предпочитают птицы; ·
Почему птицы становятся заметными и более активными с
приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они
активнее; ·
В ветреные дни птицы
не прилетают. ·
Дети
приняли участие в создании кормушек для птиц совместно со своими родителями. ·
По
итогу проекта была создана творческая выставка под названием «Синичкин день» Список используемой литературы 1.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в
детском возрасте. - М., 1968. 2.
Гарбузов В.И. От младенчества до
отрочества. – Л., 1991. 3.
Деятельность и взаимоотношения
дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987. 4.
Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические
свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988 5.
Трусова Т.М. Воспитание любви к природе //
Начальная школа. - № 8. – 1986. 6.
Электронный словарь «Академик». 7.
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»;
М.-2007г. 8.
Е.Г.Зверева, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина
«Окружающий мир»; «Ювента» 2006г. 9.
Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена
года»; «Ранок», Харьков 2008г. 10.
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева
примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; «Мозаика-Синтез»,
Москва 2014г.