Творческая мастерская как интерактивная форма методической работы с педагогами.
28.03.2020
Творческая мастерская как интерактивная форма
методической работы с педагогами.
Ведущую роль в обеспечении эффективности
образовательного процесса играет педагог. Поэтому одно
из приоритетных направлений методической работы современной ДОО —
постоянное повышение профессионального уровня педагогов посредством
разнообразных форм и методов.
Среди эффективных
форм методической работы в дошкольной образовательной организации
выделяют: мастер-классы, круглые столы, дискуссии, проектные семинары,
кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры,
имитирующие профессиональные ситуации, творческие мастерские, викторины
и др.
Творческая мастерская
как интерактивная форма работы с педагогами позволяет создать условия для
самостоятельной и творческой деятельности ее участников, повысить
их педагогическую компетентность, развить творческую инициативу,
креативное мышление, умение работать коллективно, плодотворно сотрудничать друг
с другом, находить нестандартный выход из проблемной ситуации.
Творческая мастерская — это форма взаимодействия, которая
создает условия для получения каждым участником нового знания и нового
опыта путем самостоятельного или коллективного открытия1. Каждый участник мастерской,
используя свой личный опыт, приобретает новый коллективный опыт
в свободной деятельности. Другой особенностью мастерской является
реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями,
знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует
чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах2.
Результатом
работы становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс
создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса
оказывается сотрудничество и сотворчество.
Творческая
мастерская используется в различных сферах образования как в работе
с детьми, так и со взрослыми. В практике сложился
определенный алгоритм,
по которому строится проведение любой мастерской. Рассмотрим его
подробнее.
Первое задание
в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников, — индуктор. В работе
с педагогами дошкольного образования это может быть теоретический блок
информации, активизирующий в сознании базовые основы вопроса и личный
опыт, сложившийся в данной области. Для этого целесообразно использовать
наглядные средства, в т. ч. информационно-коммуникационные технологии.
Представить информацию ярко помогут презентация, слайды фотографий, видеоролик.
Для
актуализации личного опыта участников творческой мастерской, активизации
воображения, развертывания творческого процесса деятельности каждого
используются ассоциации.
Это спонтанное соединение идей,
восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным
и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или
причинным связям. Опора на ассоциативное мышление требует четкого
руководства и строгого временного ограничения.
Следующий этап
работы творческой мастерской - создание творческого продукта (индивидуально или
в группе), которое основано на деконструкции и реконструкции.
Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для
работы материалов. С помощью реконструкции из полученных разрозненных
частей, единиц создается целое новое явление, представление, знание, которое
предъявляется группе или всем участникам мастерской.
Далее идет социализация —
предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение
текста, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов,
коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы
деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи
и гипотезы.
Последний этап
работы творческой мастерской - рефлексия и выход на новую систему проблем. Во время
заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса
творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих
внутренних перемен, своего интеллектуального и эмоционального движения.
Это особенно важно в аудитории взрослых участников мастерской, которые
более болезненно, чем дети, переносят расставание со стереотипами
предыдущих представлений. Важно, что в результате данной работы, несмотря
на решение поставленной задачи, непременно обозначаются новые проблемы,
требующие своего разрешения3.
Для примера
в приложении предлагается конспект творческой мастерской на тему
«Модернизация пособий для многофункционального использования в работе
с детьми в рамках реализации интегративного подхода», проведенной
на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25» г. Орла.
Данная дошкольная образовательная организация осуществляет инновационную
деятельность по проблеме моделирования развивающей
предметно-пространственной среды как одного из условий интегративного
подхода в воспитательно-образовательной работе с воспитанниками.
Конспект творческой мастерской на тему
«Модернизация пособий для многофункционального использования в работе
с детьми в рамках реализации интегративного подхода»
Задачи:
·
модернизация пособий для многофункционального использования
в воспитательно-образовательной работе с детьми;
·
развитие у воспитателей умения выстраивать логические
и ассоциативные цепочки для интеграции задач образовательных областей;
·
формирование чувства сплоченности среди педагогов.
Материалы и
оборудование: пособия, подлежащие модернизации; проектор и компьютерная
техника (для презентации); карандаши, ручки, стикеры; коллажи с вариантами
организации развивающей предметно-пространственной среды; памятки для
педагогов.
Продолжительность:
60–70 минут.
Примечание: предварительно
педагогический коллектив ДОО был разбит на творческие группы
по модернизации пособий для мини-музея, экологической студии
и мини-планетария.
Ход мероприятия:
Психогимнастическое упражнение «Давайте поздороваемся!»
По ходу выполнения
упражнения ведущий при необходимости напоминает участникам значение условных
сигналов. Время проведения: 3–5 минут.
Ведущий: Уважаемые
коллеги, я попрошу вас встать, походить по залу и здороваться
со всеми, кто встречается вам на пути. Делать это надо определенным
образом:
·
на хлопок — здороваетесь за руку и произносите:
«Здравствуйте!»;
·
на свисток — здороваетесь плечиками и произносите: «Добрый
день!»;
·
на звук бубна — слегка обнимаете друг друга и произносите:
«Привет!».
Индуктор
(презентация) и установочный доклад
Время проведения:
10 минут.
Текст доклада ведущего:
Среди важных
на сегодняшний день задач ДОО — организация развивающей
предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность
каждого ребенка, позволяющей ему проявить индивидуальность и активность,
успешно реализовываться в разных видах деятельности и формах
взаимодействия с педагогом и другими детьми.
Согласно ФГОС
ДО развивающая предметно-пространственная среда — часть
образовательной среды, представленная специально организованным пространством
(помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем
для развития детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления
их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков
их развития.
ФГОС
ДО предусматривает требования к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования, в т. ч. к развивающей
предметно-пространственной среде, согласно которым она должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
Образовательное
пространство должно стимулировать познавательную, моторную и сенсорную
активность ребенка, развивать его речь, способствовать накоплению разных
зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе НОД,
образовательной деятельности в ходе режимных моментов и самостоятельной
деятельности детей.
При этом ведущая роль
в обучении ребенка дошкольного возраста принадлежит взрослому, который
обеспечивает его дидактическим материалом, проявляет постоянный интерес
к деятельности дошкольника, поощряет любознательность.
Основная образовательная
программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС
ДО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников
во всех взаимодополняющих образовательных областях. Реализовать эти
требования позволяет принцип интеграции.
Интеграция —
объединение ранее разрозненных частей и элементов системы на основе
их взаимозависимости и взаимодополняемости. Это сложное
междисциплинарное научное понятие, употребляемое в целом ряде гуманитарных
наук: философии, социологии, психологии, педагогики и др.
Интеграция
в образовательном процессе ДОО — особо выстроенный структурный
процесс, направленный:
·
на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;
·
развитие умения применять знания из различных областей для решения
конкретной задачи;
·
формирование способности самостоятельно проводить посильные творческие
исследования;
·
развитие желания самовыражаться в каком-либо творчестве.
Сущность
интегрированного подхода заключается в соединении знаний из разных
областей развития, взаимопроникновение различных разделов воспитания
и образования детей.
Ведущий вид деятельности
в дошкольном возрасте — игра. На ней базируются и обучение
дошкольников, и коррекция недостатков их развития. Поэтому особое
место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной
среды в ДОО отводится наглядно-игровым пособиям и дидактическим
игрушкам.
Наглядно-игровые пособия
и дидактические игрушки должны соответствовать педагогическим требования:
·
решать образовательные, развивающие, воспитательные и коррекционные
задачи;
·
стимулировать познавательную активность детей;
·
удовлетворять их стремление к двигательной активности;
·
быть многофункциональными;
·
обладать динамическими свойствами (подвижность частей, возможность
комбинировать детали, собирать и разбирать их и т. д.);
·
быть яркими, вызывать чувство радости, яркий эмоциональный отклик
и желание с ними играть.
Гигиенические требования
включают следующие положения:
·
наглядно-игровые пособия и дидактические игрушки должны быть сделаны
из экологически чистых материалов;
·
быть безопасными (отсутствие острых граней, углов, соответствие требованиям
пожаробезопасности);
·
прочными и надежными в использовании;
·
соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Грамотно подобранные
и используемые наглядно-игровые пособия и дидактические игрушки
развивают ребенка разносторонне. Особую значимость имеют пособия, которые
способствуют речевому, познавательному развитию и состоят
из различного рода стимуляторов, оказывающих воздействие
на анализаторные системы.
Организация деятельности
детей посредством таких пособий позволяет:
·
повышать их любознательность, интерес к получению знаний;
·
формировать знания об окружающем мире и определенных сенсорных
эталонах;
·
развивать общую и ручную моторику, формировать графомоторные навыки;
·
активизировать речевое и интеллектуальное развитие;
·
развивать творческие способности;
·
умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками,
организовывать самостоятельную деятельность.
Такие пособия выпускают
промышленные предприятия, и они реализуются в специальных магазинах.
Но некоторые из них под силу сделать своими руками.
Педагоги и родители
могут самостоятельно изготовить многофункциональные игровые пособия для решения
задач интеграции образовательных областей. Использование данных пособий
ребенком в ходе взаимодействия со взрослым и сверстниками будет
способствовать развитию его личности в целом, проявлению инициативы
и творческих способностей, формированию предпосылок учебной деятельности.
Ассоциация «Педагогическая змейка»
Разработка пошагового
плана модернизации пособий посредством определения задач к каждой
образовательной области. Время проведения: 7–10 минут.
Ведущий: Сейчас я пущу
по кругу лист бумаги — бумажную змейку. Каждый участник напишет
на нем ассоциативно возникшую задачу к указанной образовательной
области, затем сложит лист гармошкой и передаст следующему участнику. Таким
образом, мы определим ваше понимание сущности многофункционального пособия
на основе интегративного подхода. (Каждой творческой группе предлагается
отдельный лист бумаги.)
(Педагоги выполняют
задание, затем озвучивают получившиеся ассоциации.)
Cоздание творческого
продукта
Модернизация пособий для
многофункционального использования. Время проведения: 15 минут.
Ведущий: Уважаемые
коллеги, для вас подготовлены следующие пособия:
·
ширма — для творческой группы по модернизации пособий для
мини-музея;
·
самодельная книга «Произведения о природе» — для творческой
группы по модернизации пособий для экологической студии;
·
ракета — для творческой группы по модернизации пособий для
мини-планетария.
Ваша задача —
усовершенствовать пособие для реализации задач каждой образовательной области.
Идеи записывайте на стикерах и приклеивайте на необходимый
участок пособия. Помните о соблюдении требований, о которых
мы говорили. В качестве подсказок по модернизации пособий
используйте заполненные ранее «Педагогические змейки». Кроме того, выполнить
задание вам помогут коллажи с вариантами организации развивающей
предметно-пространственной среды. (По ходу работы педагогов
демонстрируется слайд-шоу разных компонентов развивающей
предметно-пространственной среды.)
Социализация
Презентация
и обсуждение творческих работ. Время проведения: 15 минут.
Рефлексия
Обсуждение возможных
вариантов взаимодействия с участниками образовательного процесса
по теме мероприятия (организация разнообразных форм взаимодействия
с родителями детей по модернизации и изготовлению пособий для
многофункционального использования). Время проведения: 5 минут.
Ведущий: Коллеги,
сегодня вы предложили варианты усовершенствования трех пособий.
В будущем подобную работу нужно будет провести и с другими
пособиями. Для этого предлагаю воспользоваться памяткой с универсальным
алгоритмом модернизации наглядно-дидактических пособий для многофункционального
использования:
·
освещение теоретических аспектов вопросов, затрагивающих сферу развития
ребенка посредством пособия;
·
определение задач, реализуемых в ходе использования пособия;
·
практикум по созданию или модернизации многофункционального пособия;
·
анализ вариантов игрового использования пособия.
(Каждому педагогу
вручается памятка.)
Подведение
итогов
Определение даты проведения
выставки модернизированных пособий. Общая оценка работы, отзыв участников.
Время проведения: 5 минут.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.12.2020
Дата обновления: 29.12.2020
Дата публикации: 28.03.2020