Дары Фрёбеля

25.09.2020

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№ 33 «Светлячок»

       

Инновационные технологии

 

 «Дары Фрёбеля»

           

Подготовил: старший воспитатель

   

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.

Предшественником Марии Монтессори был  известный немецкий педагог - Фридрих Вильгельм Август Фребель .

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Заслугой Фридриха Фрёбеля явилось не только открытие детского сада, но и создание методики дошкольного образования (хотя методику как пособие знаменитый воспитатель при жизни так и не выпустил, ограничившись несколькими трудами.)

 

Ф. Фрёбель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Современное применение «Даров Фребеля»: Игровой набор «Дары Фребеля» может быть использован для: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития. Этот дидактический материал дополнит обычные игры ребенка развивающим потенциалом, его можно использовать для занятий с детьми и в домашних условиях.

Актуальность:

Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игры будят детское воображение и создают приподнятое настроение.

Цель работы: Создание условий, игровых и проблемнх ситуаций для развития у детей познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля»

Задачи:

• познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности;

• развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте;

·         развивать физические качества детей;

• развивать творческое воображение детей;

• развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками с использованием игрового набора «Дары Фребеля»;

• способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля».

Если во времена Фрёбеля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фрёбеля» представляют собой игровой набор из 14 модулей:

 

Модуль №1 «Текстильные мячики». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.

Модуль № 2 «Основные тела». Это шар, куб и цилиндр. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Модуль № 3 «Куб из кубиков» простых деревянных кубиков.

Модуль № 4 «Куб из брусков».

Модуль № 5 «Кубики и призмы» 

Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики». Является продолжением четвертого дара.

Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.

Модуль № 7 «Цветные фигуры». Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму.

Модуль № 8 «Палочки». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.

Модуль № 9 «Кольца и полукольца». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка.

Модуль №10 «Фишки». Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности.

Модуль №11 «Цветные тела»Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Модуль №12 «Мозаика. Шнуровка». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Модуль №13 «Башенки». Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Модуль №14 «Арки и цифры». Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности; подготовка руки к рисованию и письму.

 

Принципы педагогики
Ф. Фрёбеля:

·          Признание уникальности каждого ребёнка;

·         Признание целостности детства во всех его проявлениях;

·         Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);

·         Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка.

·         Признание ребёнка как части семьи и общества;

·         Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;

·         Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребёнка, его внутренним законам.

 

Игровые наборы Ф. Фрёбеля могут быть использованы для:

 

·         Развития социальных и коммуникативных умений;

·         Сенсорного развития;

·         Развития мелкой моторики;

·         Развития логических способностей;

·         Развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

·         Развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

·         Формирования элементарных математических представлений.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДАРАХ И ИГРАХ Ф.ФРёБЕЛЯ:

·         Фридрих Фрёбель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!

·         Кроме того, именно Фрёбель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева.

·         Ф. Фрёбель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

 

Не смотря на то, что дары Фребеля были созданы еще в прошлом веке, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Мы можем использовать их в любой области познания. А приложив к этому еще и свою фантазию можно так ярко и впечатляюще познакомить ребенка с новым материалом, что он останется в памяти и будет в дальнейшем вызывать интерес.

Используя игровой набор при знакомстве с формой, цветом, свойствами предметов ребенок имеет возможность потрогать фигуры, изучить их не только словесно, но и тактильно, что имеет очень большое значение для дальнейшего усвоения школьной программы. В дальнейшем ему будет проще представить (вообразить) фигуру, часть, целое.

Такой набор – «дар Фребеля» позволяет научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Такой набор – «дар Фребеля» позволяет научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Сам же Фребель видел в нем философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает. Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб — символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике Дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Успешному решению задач образовательной программы может способствовать использование практического пособия «Дары Фребеля». Использование новых инновационных технологий, благодаря которым дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Игры с использованием набора «Дары Фребеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач.



Картотека игр с использованием

игрового пособия

«Дары Фрёбеля»

Дидактическая игра « Точки»

Возраст: с 4 лет

Цель : Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития руки ребёнка, координации мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек, для формирования сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развития у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

 

Дидактическая игра «Маленькие пекари» (Украсим торт)

Возраст: с 4 лет

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развитя мелкой моторики, координации движений;  развития памяти, внимания.

Используемые материалы: набор №8, 9, 10

 

Дидактическая игра « Почини коврик»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для закрепления умений выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – формы и величины, формирования навыков прикладывания и накладывания для самопроверки; закрепления знаний о геометрических фигурах.Хочу такой сайт

Материал: коврики основных цветов, с прорезями разной формы и размера (круг, квадрат, треугольник); геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники), походящие «для закрытия дырок» на коврике.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но мышки эти коврики испортили. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем залатать (починить) коврики. Каким цветом коврики? Какие заплатки мы положим на коврики? Детям раздаются коврик, приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.

 

Дидактическая игра « Воздушные шарики»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: Шарики разные по цвету и величине, ленточки разные по ширине и цвету.

Ход игры: Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.

-Посмотрите, здесь воздушные шарики!

- Какие шарики?

- Какие по цвету?

Дети рассматривают шарики и называют цвет и величину.

-« Разложите шарики по цвету»

- «Соберите все большие шарики (маленькие, средние)»

- «Найдите все красные (желтые, синие, зеленые) шарики.

-Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые ленточки. Рассматриваются ленточки, дети называют цвет, величину (длинная, короткая). Подберите к каждому шарику ленточку по цвету, размеру.

Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений  группировать предметы по цвету.

Материал: Вырезанные из картона разноцветные шары (овалы или кружочки); вырезанные полоски таких же цветов.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть шарики. Подобрать к шарикам ниточку (полоску), к красному шарику найти красную полоску, к зеленому шарику зеленую полоску и т. д.

 

Дидактическая игра « Бабушкины блины», «Укрась тортик»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для  способствования развитий навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку.

Материал: Вырезать из бумаги несколько кружков диаметром 3 см, и несколько кружков диаметром 6 см, тарелка для больших кругов, тарелка для маленьких кругов.

Ход игры: Воспитатель: Бабушка пекла блины (большие и маленькие). Большие блины для мамы и папы, а маленькие блинчики для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

 

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для  развития умений соотносить предметы по величине

Материал: Маленький и большой шарики.

Ход игры: Раздать малышам шарики. Сказать: «Сейчас я покажу вам фокус!» Взять маленький шарик и спрятать его в ладошке. Попросить детей сделать то же самое. Предложить ребятам повторить фокус с большим шариком. Объяснить, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравнить шарики между собой, затем с ладошкой малыша. Можно проделывать подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

 

Дидактическая игра: «Продолжи ряд»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования умений подбирать геометрические фигуры на основе сенсорного признака; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

 

Дидактическая игра «Сделай кукле бусы»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений чередовать бусинки двух цветов; совершенствовать координацию движений пальцев, развивать глазомер.

Материал: Шнурки основных цветов , бусины.

Ход игры: Детям предлагается сделать куклам бусы.

Чередовать бусы двух цветов по желанию детей.

 

Дидактическая игра « Наряди матрешку»

Ход игры: Предложить ребенку украсить платье матрешки геометрическими фигурами. Ребенок берет любую матрешку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру, цвет геометрических фигур должен соответствовать цвету косынки матрешки. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами.

 

Дидактическая игра «Дорожка для матрешки»

Ход игры: Предложить ребенку выложить дорожку для матрешки. Ребенок берет « дорожку» с геометрической фигурой, того цвета, что и матрешка, выкладывает геометрические фигуры одной формы и одинаковые по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку, пока вся дорожка не заполнится .

 Дидактическая игра «НАВЕДИ ПОРЯДОК»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для обучения детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику.

Материал: Нарезанные цветные кубики из поролона (красные, желтые, зеленые, синие); 4 цветные тарелочки основных цветов, пинцет.

Ход игры: Дети собирают рассыпанные по столу цветные кубики и раскладывают их по тарелочкам соответствующего цвета. Проговаривая при этом цвет каждого кубика.

 

Дидактическая игра «Вязаные мячики»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития мелкой моторики рук, координации движений, закрепления пространственных представлений: « право», «лево», «верх», «низ», «сзади»,» спереди».

 

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития сенсорных и познавательно-исследовательской деятельности навыков,ЭМП, кругозора; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности..

На столике стоят различные предметы:

Послушайте задание: необходимо одному человеку от вашего стола нащупать один предмет, описать какой он, например, «длинный», а потом назвать предмет, после чего мешочек передать другому столу.

Дидактическая игра «Автобус».

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития сенсорных и познавательно-исследовательской деятельности навыов, ЭМП, расширения кругозора; познавательной активности, готовности к совместной деятельности со сверстниками. )

- Мы отправляемся в путешествие на автобусе.

 Улыбается водитель:

- Проходите! Проходите!

У окошка место есть,

Не желаете присесть?

На нашем автобусе

Полоски, как на глобусе!

Мы объедем целый свет!

Вы садитесь или нет?

На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными.

- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом, вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку- рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. 

- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).

Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……

Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……

Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……

Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……

Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……

 

Подвижные игры.

 

«Ловишка»

Описание игры: дети получают шарики на веревочках и прикрепляют их в виде хвоста к брюкам и юбкам. По сигналу ведущего-«кота» дети начинают перемещаться по игровой комнате или игровой площадке на заранее определенной территории. Задача «кота» не только поймать «мышь», но и «стащить» у неё «хвост»«Мышь», лишившаяся хвоста, становиться «котом».

«Карусели»

Описание игры: воспитатель предлагает детям вспомнить, какие аттракционы есть в парках и на детских площадках. Рассказывает о правилах поведения в парке и мерах безопасности во время посещения аттракционов. Затем предлагает детям «покататься на каруселях». Дети становятся в круг, одной рукой берутся за мячики, связанные друг с другом концами.

«Веревочка»

 

Описание игры: два участника садятся на стулья спиной друг к другу. Под стульями лежит веревочка. По сигналу воспитателя каждый играющий обегает стул другого, садиться на свой стул и старается быстрее схватить конец веревки и вытянуть её. Играть могут по 6 пар одновременно.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.12.2020

Дата обновления: 29.12.2020

Дата публикации: 25.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Правила внутреннего трудового распорядка

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».