Трудовое воспитание дошкольников в природе
18.05.2020
"Трудовое воспитание дошкольников в
природе"
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Труд
следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он
способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого
воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить
в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и
систематично.
1. Самообслуживание (труд,
направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно
одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки;
подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи,
убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой
возрастной группе строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится
часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой
рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.
2. Хозяйственно – бытовой
труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать
листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на
участке).
3. Дежурство по столовой и
занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки,
поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь
малышам.
4. Труд в природе (в
уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения,
сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей,
пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать
и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать
инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения,
обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов,
высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься
черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).
5. Ручной труд (поддержание
порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание
оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного
материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под
руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий,
игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона,
ткани).
Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая
и выпускная группы)
Отношение
детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы
педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а
можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с
работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных
основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд
перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится,
привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей
увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все
учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем
несколько примеров:
После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их
внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся,
что тебе нужно обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку).
Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей!
Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)
Перед мытьем рук воспитатель говорит:
-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети
могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет
убедиться в этом сам.
Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как
уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника
много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь.
Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть
думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».
В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно
необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт,
необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах,
готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года
жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в
состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд
воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с
раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать
старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления,
одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в
домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье.
Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно
школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными
действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным
средством воспитания подрастающих поколений.
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен
без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том
числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами,
привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием
является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный
труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда
необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При
такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания,
необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим
требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед
ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность
детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг
знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая
деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого
ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные
ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает
отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от
его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в
средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда,
в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой
характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно,
чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью
следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно
безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы
инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта
позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим
средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и
должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и
необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью,
видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности,
ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как
можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду.
А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка
непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата
в будущем.
Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам
деятельности, сделайте его трудолюбивым.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.12.2020
Дата обновления: 10.09.2023
Дата публикации: 18.05.2020