Внедрение и использование инновационных технологий. Методика Марии Монтессори.
14.04.2020
Раннее
развитие – методика М. Монтессори, или «Помоги мне это сделать самому»
Впервые в истории
дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящей
главной целью формирование успешной личности.
Ключевая установка
стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной
ситуации взаимодействия взрослых и детей ради развития способностей каждого
ребёнка. В настоящее время все педагоги, коллективы дошкольных образовательных
учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии.
Благодаря использованию технологий и их интеграции – образовательный процесс
становится эффективным, результативным, интенсивным, современным, экономичным.
Система
М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашем
современном мире, несмотря на более чем 100-летнюю практику, очень тесно
перекликается с требованиями ФГОС ДО.
Все без исключения
мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным, уверенным в себе человеком.
Методика Марии Монтессори поможет вырастить свободную, творческую, гармоничную
личность.
С введением ФГОС в
качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает
«полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста, обогащение детского развития». Также в стандарте
говорится, что реализация программы должна осуществляться «форме специфической
для данного возраста, прежде всего в игре».
Иры по методике М.
Монтессори способствуют развитию, каких – либо навыков, умений, позволяющих
ребёнку делать необходимые выводы, а точнее маленькие открытия. К материалам,
позволяющим приобрести практические навыки, относятся не только специально
разработанные и сделанные пособия, но и самые обычные предметы, которыми мы
часто пользуемся в повседневной жизни.
В группе с
использованием методов и приёмов М. Монтессори детей учит сама окружающая
среда. Всю программу воспитания и обучения ребёнок устанавливает сам себе.
Пособия и игровой материал всегда доступны. Дети пользуются ими столько,
сколько считают нужным. Таким образом, они приобретают независимость,
самостоятельность и ответственность. А это полезные и сложные навыки, которые
необходимо усвоить маленьким детям. Давайте, разберёмся более подробно.
Новорождённый малыш
ещё лежит в колыбели, а многие родители уже беспокоятся о его развитии. Сегодня
в любом журнале, книге, интернете можно найти множество методик раннего развития:
«Развиваем с 6 месяцев», «Обучаем чтению с двух лет» и т. д. Голова идёт кругом
от всего изобилия методов и методик, развивающих игр и дидактических
материалов. Прежде, чем приступить к освоению методики Марии Монтессори, давай
те разберёмся, что такое «раннее развитие».
Термин
«раннее развитие» прочно вошёл в нашу жизнь. После того, как учёные выяснили, что
развитие клеток головного мозга к трём годам завершается на 70%, а к 6 годам на
90%, стало ясно, сколько возможностей мы опускаем, не используя врождённый
потенциал малыша. После рождения детский организм начинает бурную деятельность:
развиваются слух, зрение, обоняние, вкус, осязание – ребёнку необходимо
приспосабливаться к новым условиям. Получение новых знаний, новых впечатлений,
новой информации является необходимостью. Мозг ребёнка всё время работает,
учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить
с теми, что позволяют себе взрослые. Методика М. Монтессори раннего развития
помогает справится, и разобраться как помочь малышу с этой задачей.
Ключевое
слово в лексиконе М. Монтессори – это «свобода».
Цель её
методики – воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей,
умеющих принимать решения и нести за них ответственность.
Метод Монтессори
основан на наблюдении за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким,
каков он есть.
Основной
принцип Монтессори – подвигнуть ребёнка к самовоспитанию, к самообучению, к
саморазвитию.
Девиз
метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому».
Сама Монтессори
называла свою педагогическую систему системой развития ребёнка в дидактически
подготовленной среде.
У ребёнка есть
внутренние потребности осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы
ребёнок развивался, образовывал себя уму необходимо создать условия,
«подкидывать «уголёк» в топку его ума».
Для
развития и воспитания детей необходимо:
Создать развивающую
среду
Вместе с детьми
выполнять несколько чётких и простых правил
Не вмешиваться в
процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Всё довольно просто и
жизненно: взрослые устанавливают порядок, а ребёнок развивается в рамках этого
порядка, но в своём собственном ритме, согласно своим индивидуальным
потребностям.
Я в своей работе
придерживаюсь именно методике Монтессори.
Как
построить свою работу:
1. необходимо
разработать предметно-пространственную среду, такую, чтобы попадая в неё,
ребёнок мог учиться самостоятельно.
2. собрать, изготовить
необходимый дидактический материал
3. поддерживать и
обогащать предметно-пространственную среду
4. Показать,
объяснить, но никогда не делать за ребёнка. Ребёнок должен сам, методом проб и
ошибок научиться всему сам!
При такой методике
воспитания и обучения у детей появляются не только новые умения и навыки,
ребёнок приобретает чувство независимости и уверенности, развивает естественную
любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объёме, который он
в состоянии освоить. Ребёнка должна учить сама окружающая среда.
Методика М. Монтессори
сейчас очень популярна, она идентична требованиям ФГОС, к предметно-развивающей
среде по ФГОС.
Как
заниматься с детьми
1. Развивающая среда с
играми, игровыми пособиями должна быть доступна.
2. не ставьте перед
собой цель воспитывать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить
ребёнка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты
окружающим – испортить характер ребёнка.
3. Разговаривайте с
детьми обо всём и везде – на прогулке, в совместной деятельности, комментируйте
все свои действия, обсуждайте ближайшие планы. Разговоры с детьми, рассказы и
обсуждения важнее любого методического пособия.
4. Не нагружайте детей
знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше
занимайтесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.
5. Не углубляйтесь в
изучение какого-то одного предмета, в ущерб остальным. Действуйте по интересам
детей.
6. Все игры и НОД
вводите по принципу от простого к сложному. Если дети не справляются с чем – то
упрощайте задания.
7. Используйте как
можно больше разнообразных методических пособий. Освещайте одну тему
по-разному: в играх, плакатах, книгах, изо-деятельности и др.
8. Радуйтесь каждому
успеху детей и хвалите их!
9. С самого раннего
детства предоставьте ребёнку как можно больше самостоятельности в быту
10. не забывайте, что
высокий интеллект – это ещё не самое главное в жизни.
Дидактические
материалы и пособия
Огромное значение для
развивающей среды имеют специальные дидактические материалы и пособия. Для чего
они нужны? Любой дидактический материал имеет две цели: прямую и косвенную.
Прямую -перед собой ставит сам ребёнок (играет с цветным кубом). Косвенную цель
– ставит педагог или родитель: когда ребёнок манипулирует, рассматривает куб, у
него развивается восприятие цвета, координация движений, концентрируется
внимание.
Дидактические
игры и материалы нужны чтобы:
1. работая
самостоятельно с дидактическими материалами, ребёнок учится ставить перед собой
цель
2. Он получает практические
навыки решения разных задач
3. У него формируется
способность находить собственные ошибки и исправлять их, потому что действует
методом проб и ошибок.
Самый оптимальный
период, когда ребёнок активно развивается с 3 месяцев до 6 лет. Использование предметов
и пособий на основе системы Марии Монтессори не только развивает детей, но и
делает их жизнь интересней.
Многие вещи вам не придётся покупать: они есть в каждом доме, у каждой
хозяйки. Главное найти им правильное применение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.12.2020
Дата обновления: 24.12.2020
Дата публикации: 14.04.2020