Технологии и методы обучения в ДОУ.
09.04.2020
Технологии
и методы обучения
в ДОУ.
В педагогической деятельности ДОУ
мы используем новые технологии и методы обучения
дошкольников.
- проблемно-поисковый метод на занятиях, создаем проблемную ситуацию,
которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает
увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, судим по активности
ребенка на занятии, степениы заинтересованности;
- исследовательский метод,
который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учим детей
наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения
путем «Проб и ошибок»;
- метод
экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные
исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление
к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- интегрированный метод.
Он помогает развивать личность ребенка, его познавательные и творческие
способности.
- обучения организуем
в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности.
Используем следующие методы
и приемы обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности,
наводящие вопросы, совместная деятельность;
-
проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес
к поисковым действиям);
-
развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение,
анализ, синтез и т. д.);
- задания творческого типа (с одновременной активизацией
мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и
познавательную деятельность
детей);
- учебно-методические (формируют мотивацию
для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной
жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;
- методы стимулирования
и мотивации (предвосхищения, оценка).
Результат: у детей повысился интерес к учебной
задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они
научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на
схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.
Методы - упорядоченные способы
взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение
задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в
ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:
• методы мотивации
и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми
опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
• методы
создания условий, или организации развития у детей первичных
представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения
к положительным формам общественного
поведения, упражнения, образовательные ситуации);
• методы,
способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения
и деятельности (рассказ
взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы,
обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
• информационно-рецептивный
метод - предъявление информации, организация действий
ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин,
демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций,
рассказы воспитателя
или детей, чтение);
• репродуктивный метод -
создание условий для воспроизведения представлений
и способов деятельности,
руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя,
беседа, составление рассказов с опорой на предметную или
предметно-схематическую модель);
• метод проблемного
изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов,
наблюдений;
• эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится
на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
• исследовательский метод -
составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования
и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Метод «проектов» самый
трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на
совместную деятельностьучастников образовательного процесса: воспитатель – ребенок,
ребенок–родители, воспитатель
– родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги. Использую
разнообразие технологии метода
проектов: развлечения, творческие проекты, информационные.
В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и
необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствует развитию у детей
ключевых компетентностей: социально-коммуникативной,
технологической, информационной.
Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками,
самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по
внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности
большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные
связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети
могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе
аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации,
используют вопросы разного типа.
Личностно
– ориентированные технологии
В
работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные
технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный
познавательный процесс.
Способ общения – понимание, признание и принятие личности
ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его
дальнейшего развития. Нужно стараться быть партнером детей во всех видах деятельности.
Занятия проводим в разных формах:
коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом,
индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и
слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня
развития детей. При оценке деятельности используем
поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». Предлагаем детям оценивать друг
друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаем детей с
заниженной самооценкой, проводим с ними индивидуальную работу вне занятий.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараемся
отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя
возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности,
во время прогулок, откликаемся на любую просьбу ребенка в совместной деятельности.
Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности,
намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают
успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в
группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате
создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического
процесса. В группах поэтому преобладает доверительный стиль общения:
дети-дети; дети-взрослые; педагоги – родители.
Результат: Таким образом, педагогический процесс в
группах, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной
жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей
прийти за ними позже.
Информационно-коммуникативные технологии
В своей работе мы активно внедряем новые образовательные
технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов,
консультации с родителями. Используем как готовые презентации, так и созданные
самостоятельно. В данной сфере стремимся быть компетентными в
работе с данным ресурсом: хорошо нужно знать технические основы,
владеть методическими приемами
использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью работы является
саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного
портфолио.
Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении
способствует модернизации учебно-воспитательного
процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения
с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на
поисково-познавательную деятельность.
Новые условия жизни общества требуют принципиально новых
подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными
образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств,
и методов образования,
которые соответствовали бы изменившимся условиям.
Игровые
технологии
Для социального развития ребенка важно создание условий
для формирования коммуникативных
навыков. С этой целью в свободной деятельности
используем все виды игр: сюжетно –
ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные,
игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно
идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и
закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать
в коллективе.
Используя в педагогическом процессе народные игры, не только
реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и
различные воспитательные
функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной
культуре. Это важное направление регионального компонента
образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной деятельности,
помогает обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями,
развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную
речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение
игровых технологий в педагогической работе помогает влиять на качество
образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его
результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение
эффективности воспитания и
обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в
дошкольном возрасте, стараемся организовать
ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог
получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от
того, как мы научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет
строить реальные отношения.
Все формы реализации
Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный
метода проектов).
Технологии предметно – развивающей среды.
Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группах
создается развивающая среда,
которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр искусства, Центр
книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки.
Основные цели организации
Центров:
- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в
активную деятельность;
-
каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные
периоды развития;
- для
успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов,
специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для
применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и
любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это
помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения
развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не
только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но
становится объектом самостоятельной деятельности
ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
Средства реализации образовательной
программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
•
демонстрационные и раздаточные;
•
визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
•
естественные и искусственные;
•
реальные и виртуальные;
•
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятий с мячом и др.);
• игровой (игры, игрушки);
• коммуникативной (дидактический материал);
•
чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе
аудиокниги, иллюстративный материал);
•
познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и
образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и
др.);
• трудовой (оборудование и инвентарь для
всех видов труда);
продуктивной
(оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
• музыкально-художественной (детские музыкальные
инструменты, дидактический материал и др.).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.12.2020
Дата обновления: 24.12.2020
Дата публикации: 09.04.2020