24.11.2020
Выделяют
три степени адаптации: легкую, средней тяжести и тяжелую:
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В
это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в
течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к
новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период
адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется
более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как
правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и
завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние
ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько
месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто
протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая
адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие
детей.
От чего
же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования
педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих
факторов:
Ø возраст
ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев
до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к
новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся
более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт
поведения в разных условиях.
Ø состояния здоровья и уровня развития ребенка.
Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной
адаптации.
Øсформированности предметной деятельности. Такого
ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
Ø индивидуальных особенностей. Дети одного и того же
возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни
дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого
реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка
меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой
товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения
выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с
родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение
может продолжаться несколько недель.
Ø условий жизни в семье. Это создание режима дня в
соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей
умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками,
общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если
ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного
развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям
дошкольного учреждения.
Ø уровня тренированности адаптационных механизмов,
опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит
сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых
форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно
попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и
т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка
сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к
требованиям взрослых.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2020
Дата обновления: 24.11.2020
Дата публикации: 24.11.2020