Рекомендации для воспитателей по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями воспитанников. Часть 1.

22.09.2022

Дошкольная  жизнь ребенка зависит не только от его поведения, но и от отношений, которые складываются между родителем и воспитателем.

Ребенок нуждается в помощи и поддержке. В детском саду ребенок — воспитанник, дома — сын или дочка. И воспринимают его взрослые — воспитатели и родители — соответственно. У педагога и родителей отношение к одному и тому же ребенку, видение ситуации, связанной с какой-то проблемой, разное.

У каждого участника свои цели, свои установки, свои принципы. У каждого — свой опыт, багаж позитивного и негативного общения.

Кроме того, у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны.

Все мы очень разные. Одни сдержанны и спокойны, а другие эмоциональны, одни четко и быстро формулируют свою мысль, другим нужно готовиться заранее, одни и в стрессовой ситуации не теряются и выдерживают свою линию, другие — забывают, о чем хотели сказать.

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение. Конфликт – это норма общественной жизни.  Существует 5 способов выхода из конфликтной ситуации:

Конкуренция – предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.

Избегание – характеризуется безразличием, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление – повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество – стратегия, позволяющая учесть интересы обеих сторон.

Но несмотря на индивидуальные особенности, каждому из нас необходимо научиться разбираться в своем состоянии, в своих реакциях, в своем поведении. Любую задачу можно решить разными путями, и в конечном итоге важно не потерять уважения к себе и сохранить уважение к другому.

Наиболее частые конфликты и причины их возникновения.

При взаимодействии педагогов с родителями  две стороны, защищающие свои интересы, свое право, свои претензии и ошибки, свое понимание ситуации и проблем. Две заинтересованные стороны, считающие (кого ни спроси), что именно они защищают интересы ребенка, его настоящее и будущее.

Они обречены на взаимодействие, но не редко  взаимодействие не складывается. На вопрос «почему?» ответить и просто и сложно.

Причины конфликтов между педагогами и родителями различны.

Со стороны родителей это:

- с ребенком мало занимаются в саду;

- не могут найти подход к ребенку;

- плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели мокрую футболку и т.д.);

- часто наказывают и жалуются на ребенка, если поведение не устраивает воспитателей и т.д.

У педагогов есть тоже свой список «претензий» к родителям:

- забывают оплатить квитанции;

- приводят в садик совершенно неподготовленных детей (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дет сада);Хочу такой сайт

- слишком поздно забирают детей из садика;

- плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют, или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям сложно найти подход);

- предъявляют необоснованные претензии к персоналу ДОУ, придираются к мелочам.

Как правило, реального выхода из конфликтной ситуации никто не ищет — обиды, недовольство, раздражение, агрессия от бессилия разрешить (изменить) ситуацию накапливаются. Наступает этап борьбы за свою правоту. Каждая сторона отстаивает свою позицию, отстаивает жестко, компромисс никто не ищет (даже если на словах такая попытка есть).  В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективный способ выхода из конфликта – компромисс и сотрудничество.

Это важно знать!

В любом конфликте родителя и педагога страдающая сторона — всегда ребенок, вне зависимости от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение.

Важно конфликты не решать, а предотвращать. Поэтому необходимо научиться слушать и слышать друг друга, только так мы сможем быть на стороне детей. Наше взаимопонимание необходимо им.

Принципы эффективного общения

Как настроиться на общение и грамотно сформулировать проблему

Как говорить, чтобы вас услышали, как задавать вопросы и отвечать на них 

Как контролировать ситуацию общения

Как решать проблемы, не создавая новые

•Как признавать свои ошибки, извиняться и благодарить

Основные  принципы эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие воспитателя  с родителями:

• Принцип 1. Уметь настроиться на эффективное общение.

•Принцип 2. Уметь говорить.
• Принцип 3. Уметь слушать и слышать.
• Принцип 4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
• Принцип 5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
• Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.

• Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.

• Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».

• Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.

• Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарить.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.09.2022

Дата обновления: 21.11.2022

Дата публикации: 22.09.2022

Наверх

Правила внутреннего трудового распорядка

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».