Опыт внедрения игровых технологий в практической деятельности учителя – логопеда

15.12.2021

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком – основа формирования полноценной личности.

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в учреждениях образования отводится одно из первых мест.  Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Во-первых, дети не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку необходимо неоднократно повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности на занятиях у логопеда позволяет преодолеть эти трудности.

В последнее время количество детей с речевой патологией увеличивается. Кроме нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются: бедность словаря, аграмматичность  фраз, низкий уровень развития связной речи. Определяя содержание коррекционной работы, учитель-дефектолог должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. На логопедических занятиях используются дидактические, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на

занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка); терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении); коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка); развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).Хочу такой сайт

Игровые технологии, используемые логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических  функций. Игры и пособия, используемые логопедом, должны: регулировать психоэмоциональное состояние детей; формировать положительную мотивацию к занятиям; создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.

В современной методической литературе по логопедии рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяются такие формы работы:

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки истории», «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.

Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи у детей более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

                                   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.12.2021

Дата обновления: 16.12.2021

Дата публикации: 15.12.2021

Наверх

Правила внутреннего трудового распорядка

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».