15.12.2021
Речь – это не
только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления,
творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком – основа
формирования полноценной личности.
Результатом
специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в
системе современного воспитания детей в учреждениях образования отводится одно
из первых мест. Работа логопеда
нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в
обычных воспитательных мероприятиях.
Во-первых, дети не
имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают
на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного
отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться.
Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта
избавляться не будет.
Во-вторых, процесс
постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку
необходимо неоднократно повторить артикуляционные упражнения, слова,
предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие
желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом
очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности на
занятиях у логопеда позволяет преодолеть эти трудности.
В последнее время
количество детей с речевой патологией увеличивается. Кроме нарушения
звукопроизношения, у детей диагностируются: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи.
Определяя содержание коррекционной работы, учитель-дефектолог должен учитывать
комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.
Таким образом,
большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить
игровые технологии.
Под игровыми
технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и
приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. На
логопедических занятиях используются дидактические, игры с движениями,
сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами
и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта,
возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые
на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
обучающую
(помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на
занятии, достичь
поставленных дидактических задач);
диагностическую
(дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка); терапевтическую
(выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении); коррекционную
(вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей
ребёнка); развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают
процесс познания увлекательным).
Игровые
технологии, используемые логопедом – средство развития аналитико-синтетической
деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых
закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций. Игры и пособия, используемые
логопедом, должны: регулировать психоэмоциональное состояние детей; формировать
положительную мотивацию к занятиям; создавать ситуацию успеха для каждого
ребёнка; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.
В современной
методической литературе по логопедии рекомендуется проведение разных игр.
Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции
неправильной речи у детей. Обязательная часть коррекционной работы – развитие
мелкой моторики рук детей. Для этого применяются такие формы работы:
Занятия по
автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в
то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Комплимент»,
«Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игры творческого
самоутверждения – «Браво», «Сценки истории», «Животные» и др.
Игры вольные,
требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы
были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.
Данные задания
направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой
моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
Таким образом,
использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной
работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды
способствуют решению задач по исправлению недостатков речи у детей более
результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют
личность ребёнка в целом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.12.2021
Дата обновления: 16.12.2021
Дата публикации: 15.12.2021