ПРИНЯТО Педагогическим № 33 « Светлячо Протокол № / От @/ 4 о логопедическом пункте МБДОУ детский сад №33 «Светлячок» комбинированного вида 1. Общие положения 1.1. Логопедический пункт (далее - Логопункт) создается на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 33 «Светлячок» (далее - Учреждение), реализующего образовательную программу дошкольного образования (ОП ДО). 1.2. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в Учреждении. 1.3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 об. утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. - Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13 - Уставом Учреждения. 1.4. Положение принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующего учреждением. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом заведующего учреждением. 1.5. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели, задачи 2.1. Логопункт создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими образовательной программы дошкольного образования. 2.2 Основными задачами Логопункта являются: - обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников Учреждения; - своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников Учреждения, обусловленных недостатками в их речевом развитии; - обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; - обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи образовательной программы дошкольного образования; обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи; - профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников Учреждения; - профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников раннего возраста; - обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников, медицинских работников и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, имеющих речевые нарушения. - разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников; - обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников Учреждения по преодолению речевых нарушений; 3. Направления деятельности Логопункта 3.1. Коррекционное: - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Мониторинговое: - отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования. Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для индивидуализации образования, в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; 3.3. Профилактическое: - создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста. 3.4. Просветительское: создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. J j r '' 4. Организация комплектования Логопункта 4.1. В Логопункт зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи (далее ОНР), фонетикофонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР), дислалию различной этиологии (далее - Дислалия), нарушение произношения отдельных звуков (далее НГТОЗ). 4.2. В первую очередь в Логопункт зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательной программы дошкольного образования. 4.3. Зачисление в Логопункт воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи осуществляется на основе обследования речи воспитанников. Обследование речи воспитанников проводится учителем-логопедом Учреждения в течение всего учебного года. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной речи регистрируются в списке воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи (Приложение 1). 4.4. Основанием для зачисления в Логопункт воспитанников, зарегистрированных в списке воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи, является заявление родителя (законного представителя) (Приложение 2). 4.5. На основании заявления родителя (законного представителя), в соответствии со списком воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи, в срок до 15 сентября, приказом заведующего учреждением утверждается список зачисленных в Логопункт на текущий учебный год (Приложение 3). В случае приема в Учреждение в течение всего учебного года ребенка 6 лет, имеющего ОНР, приказом заведующего учреждением оформляется внеочередное его зачисление в Логопункт. 4.6. Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 25 воспитанников в течение учебного года и устанавливается в зависимости от категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной речи и составляет: - ОНР до 4 детей; - ФФНР до 6 детей; - Дислалия, НПОЗ не менее 15 детей. 4.7. Наличие у воспитанников Учреждения, зачисленных в Логопункт, имеющих диагнозы ОНР, а так же дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (далее - дизартрия, ринолалия), недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (далее - алалия) должно быть подтверждено выпиской из протокола обследования детей специалистами территориальной психолого - медико педагогической комиссией. 4.8. Зачисление в Логопункт и отчисление из Логопункта воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи: - осуществляется из числа воспитанников, указанных в списке, утвержденном заведующим Учреждением; - проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест; - проводится на основании решения ПМП консилиума Учреждения. 4.9. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 - 2, 3-х лет. Рекомендуемый срок коррекционной работы составляет: - ОНР до 2-3 лет; - ФФНР до 1 года; - Дислалия от 3 до 6 месяцев; - НПОЗ от 2 до 3 месяцев. 5. Организация коррекционной работы Логопункта 5.1. На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами ОНР, ФФНР, Дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия. 5.2. Содержание коррекционной работы направлено на: - обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования; - освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной 5 программы дошкольного образования, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. 5.3. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждении. 5.4. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста воспитанников и составляет от 3-х до 6-ти детей. 5.5. Продолжительность занятий определяется: - для детей четвертого, пятого года жизни (младшего дошкольного возраста): индивидуальных 15-20 минут, подгрупповых 20-25 минут; - для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут. 5.6. Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников и составляет: Речевое нарушение ОНР ФФНР Дислалия, НПОЗ Количество занятий в неделю (не менее) индивидуальных подгрупповых 3 2-3 1-2 2-3 1-2 1-2 Предельная наполняемость подгрупп детей 3-4 4-6 4-6 5.7. Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы Учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения. 6. Участники коррекционной работы Логопункта 6.1. Учитель-логопед: 6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей, регистрирует список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи. 6.1.2. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Логопункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п. 4.6 настоящего Положения. 6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в Логопункте в соответствии с п.п.5.4, 5.5, 5.6 настоящего Положения. 6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений в развитии устной речи. 6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждении. 6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи. 6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) воспитанников: - по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в Логопункт; - по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования и коррекционной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт. 6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации. 6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. 6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией. 6.1.11. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию воспитанников, зачисленных в Логопункт. 6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. 6.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта. 6.2. Воспитатель: 6.2.1. Создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников группы. 6.2.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Развитие речи» образовательной программы дошкольного образования воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт. 6.2.3. Наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи воспитанников группы. 6.2.4. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в Логопункт. 6.2.5. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы, зачисленных в Логопункт. 6.2.6. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы, зачисленных в Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня. 6.2.7. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования, зачисленными в Логопункт. 6.2.8. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных в Логопункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 6.3.Заведующий Учреждением: 6.3.1. Обеспечивает условия: - направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме; - направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста. 6.3.2. Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом по Учреждению утверждает список детей, зачисленных в Логопункт. 6.3.3. Осуществляет контроль за работой Логопункта. 6.4. Старший воспитатель: 6.4.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт. 6.4.2. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 6.4.3. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи. 6.4.4. Организует проведение мониторинга усвоения содержания образовательной области «Развитие речи» образовательной программы дошкольного образования, коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной работы. 6.4.5. Контролирует: - применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей; - соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки; - динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт. 6.5. Родители (законные представители) воспитанников: 6.5.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка. 6.5.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка. 7. Документация Логопункта 7.1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт (приложение 3). 7.2. Годовой план работы учителя-логопеда (Приложение 4). 7.3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными в Логопункт. 7.4. Табель посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными в Логопункт. 7.5. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт. 7.6. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в Логопункт. 7.7. Календарный план индивидуальных и подгрупповых занятий с воспитанниками, зачисленными в Логопункт (Приложение 5). 7.8. Журнал мониторинга речевого развития воспитанников Учреждения (Приложение 6). 7.9. Материалы мониторинга усвоения содержания образовательной области «Развитие речи» образовательной программы дошкольного образования, коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт. 7.10. Тетради взаимодействия учите ля-логопеда и воспитателей групп. 7.11. Журнал движения воспитанников, зачисленных в Логопункт (Приложение 7). 7.12. Отчет о результативности коррекционной работы.