Положение о логопедическом пункте

ПРИНЯТО
Педагогическим
№ 33 « Светлячо
Протокол № /
От
@/

4

о логопедическом пункте МБДОУ детский сад №33 «Светлячок»
комбинированного вида
1. Общие положения
1.1. Логопедический пункт (далее - Логопункт) создается на базе Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 33
«Светлячок» (далее - Учреждение), реализующего образовательную программу
дошкольного образования (ОП ДО).
1.2. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию
коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в Учреждении.
1.3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и
правовыми актами:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155 об. утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
- Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от
14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН
2.4.1.3049-13
- Уставом Учреждения.
1.4. Положение принимается Педагогическим советом и утверждается приказом
заведующего учреждением. Изменения и дополнения в настоящее Положение
вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом заведующего
учреждением.
1.5. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до
принятия нового.
2. Цели, задачи
2.1. Логопункт создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам
Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими
образовательной программы дошкольного образования.
2.2 Основными задачами Логопункта являются:
- обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников
Учреждения;
- своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников
Учреждения, обусловленных недостатками в их речевом развитии;

- обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической
помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении
воспитанниками с нарушениями речи образовательной программы дошкольного
образования;
обеспечение
интеграции
коррекционной
помощи
и воспитательно­
образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи;
- профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников
Учреждения;
- профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников раннего
возраста;
- обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических работников, медицинских работников и других
организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим
нарушения речи;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования детей, имеющих речевые нарушения.
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников Учреждения по преодолению речевых нарушений;
3. Направления деятельности Логопункта
3.1. Коррекционное:
- создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников
и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи
уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
3.2. Мониторинговое:
- отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении
образовательной
программы
дошкольного
образования.
Результаты
педагогического мониторинга используются исключительно для индивидуализации
образования, в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;
3.3. Профилактическое:
- создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной
и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
3.4. Просветительское:
создание условий, направленных на повышение профессиональной
компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста.
J j r ''

4. Организация комплектования Логопункта
4.1. В Логопункт зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие нарушения в
развитии устной речи:
общее
недоразвитие
речи
(далее ОНР),

фонетикофонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР), дислалию различной
этиологии (далее - Дислалия), нарушение произношения отдельных звуков (далее НГТОЗ).
4.2. В первую очередь в Логопункт зачисляются воспитанники старшего
дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи,
препятствующие их успешному освоению
образовательной
программы
дошкольного образования.
4.3. Зачисление в Логопункт воспитанников, имеющих нарушения в развитии
устной речи осуществляется на основе обследования речи воспитанников.
Обследование речи воспитанников проводится учителем-логопедом Учреждения в
течение всего учебного года. Все дети с выявленными недостатками в развитии
устной речи регистрируются в списке воспитанников Учреждения, нуждающихся в
логопедической помощи (Приложение 1).
4.4. Основанием для зачисления в Логопункт воспитанников, зарегистрированных в
списке воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи,
является заявление родителя (законного представителя) (Приложение 2).
4.5. На основании заявления родителя (законного представителя), в соответствии со
списком воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи, в
срок до 15 сентября, приказом заведующего учреждением утверждается список
зачисленных в Логопункт на текущий учебный год (Приложение 3). В случае приема
в Учреждение в течение всего учебного года ребенка 6 лет, имеющего ОНР,
приказом заведующего учреждением оформляется внеочередное его зачисление в
Логопункт.
4.6. Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 25 воспитанников
в течение учебного года и устанавливается в зависимости от категорий детей,
имеющих нарушения в развитии устной речи и составляет:
- ОНР до 4 детей;
- ФФНР до 6 детей;
- Дислалия, НПОЗ не менее 15 детей.
4.7. Наличие у воспитанников Учреждения, зачисленных в Логопункт, имеющих
диагнозы ОНР, а так же дефекты речи, обусловленные нарушением строения и
подвижности органов речевого аппарата (далее - дизартрия, ринолалия),
недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры
головного мозга (далее - алалия) должно быть подтверждено выпиской из протокола
обследования детей специалистами территориальной психолого - медико­
педагогической комиссией.
4.8. Зачисление в Логопункт и отчисление из Логопункта воспитанников, имеющих
нарушения в развитии устной речи: - осуществляется из числа воспитанников,
указанных в списке, утвержденном заведующим Учреждением;
- проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест;
- проводится на основании решения ПМП консилиума Учреждения.
4.9. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых
нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания
в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 - 2, 3-х лет. Рекомендуемый
срок коррекционной работы составляет:

- ОНР до 2-3 лет;
- ФФНР до 1 года;
- Дислалия от 3 до 6 месяцев;
- НПОЗ от 2 до 3 месяцев.
5. Организация коррекционной работы Логопункта
5.1. На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед
заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами ОНР, ФФНР, Дислалия,
дизартрия, ринолалия, алалия.
5.2. Содержание коррекционной работы направлено на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи
в освоении образовательной программы дошкольного образования;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной 5
программы дошкольного образования, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
5.3. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами
работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются
индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие
удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения
в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждении.
5.4. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в
Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения
подгрупповых занятий формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость
подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития
устной речи, возраста воспитанников и составляет от 3-х до 6-ти детей.
5.5. Продолжительность занятий определяется:
- для детей четвертого, пятого года жизни (младшего дошкольного возраста):
индивидуальных 15-20 минут, подгрупповых 20-25 минут;
- для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста):
индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут.
5.6. Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий
определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников и составляет:
Речевое нарушение

ОНР
ФФНР
Дислалия, НПОЗ

Количество занятий в неделю (не менее)

индивидуальных

подгрупповых

3
2-3
1-2

2-3
1-2
1-2

Предельная
наполняемость
подгрупп детей
3-4
4-6
4-6

5.7. Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы
Учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной,

трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально­
художественной, чтения.
6. Участники коррекционной работы Логопункта
6.1. Учитель-логопед:
6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей, регистрирует список
воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи.
6.1.2. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Логопункт на учебный
год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п. 4.6 настоящего
Положения.
6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных
и подгрупповых занятий в Логопункте в соответствии с п.п.5.4, 5.5, 5.6 настоящего
Положения.
6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по
исправлению нарушений в развитии устной речи.
6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы.
Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждении.
6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений
воспитанников, зачисленных
в
Логопункт.
Корректирует
содержание
коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) воспитанников:
- по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в
Логопункт;
- по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования и
коррекционной
программы
дошкольного
образования
воспитанниками,
зачисленными в Логопункт.
6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям
(законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников,
информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста,
имеющих речевые нарушения.
6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,
территориальной психолого-медико-педагогической комиссией.
6.1.11. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению
индивидуальной работы по речевому развитию воспитанников, зачисленных в
Логопункт.
6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению
коррекционной работы.
6.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
Логопункта.
6.2. Воспитатель:

6.2.1. Создает предметную развивающую среду для своевременного речевого
развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи
воспитанников группы.
6.2.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области
«Развитие речи» образовательной программы дошкольного образования
воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт.
6.2.3. Наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, диагностирует
предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных,
искаженных) вариантов развития устной речи воспитанников группы.
6.2.4. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по
речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.
6.2.5. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом
развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.
6.2.6. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы,
зачисленных в Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах
в течение дня.
6.2.7. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями
(законными
представителями) воспитанников по вопросам освоения образовательной
программы дошкольного образования, зачисленными в Логопункт.
6.2.8. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, зачисленных в Логопункт. Обеспечивает заинтересованность в ее
результативности.
6.3.Заведующий Учреждением:
6.3.1. Обеспечивает условия:
- направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения
воспитанниками, имеющими нарушения речи, уровня речевого развития,
соответствующего возрастной норме;
- направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи
воспитанников дошкольного возраста.
6.3.2. Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом по Учреждению
утверждает список детей, зачисленных в Логопункт.
6.3.3. Осуществляет контроль за работой Логопункта.
6.4. Старший воспитатель:
6.4.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников,
родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам освоения
образовательной
программы
дошкольного
образования
воспитанниками,
зачисленными в Логопункт.
6.4.2. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических
работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных
представителей) воспитанников в вопросах развития и воспитания детей
дошкольного возраста.

6.4.3. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других
организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим
нарушения речи.
6.4.4. Организует проведение мониторинга усвоения содержания образовательной
области «Развитие речи» образовательной программы дошкольного образования,
коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт.
Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной работы.
6.4.5. Контролирует:
- применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в речевом развитии детей;
- соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной
образовательной нагрузки;
- динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в
Логопункт.
6.5. Родители (законные представители) воспитанников:
6.5.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития
ребенка.
6.5.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых
нарушений ребенка.
7. Документация Логопункта
7.1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт (приложение
3).

7.2. Годовой план работы учителя-логопеда (Приложение 4).
7.3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными в Логопункт.
7.4. Табель посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий, с
воспитанниками, зачисленными в Логопункт.
7.5. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт.
7.6. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в
Логопункт.
7.7. Календарный план индивидуальных и подгрупповых занятий с воспитанниками,
зачисленными в Логопункт (Приложение 5).
7.8. Журнал мониторинга речевого развития воспитанников Учреждения
(Приложение 6).
7.9. Материалы мониторинга усвоения содержания образовательной области
«Развитие речи» образовательной программы дошкольного образования,
коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт.
7.10. Тетради взаимодействия учите ля-логопеда и воспитателей групп.
7.11. Журнал движения воспитанников, зачисленных в Логопункт (Приложение 7).
7.12. Отчет о результативности коррекционной работы.


Наверх

Правила внутреннего трудового распорядка

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».